Контрруление – один из самых базовых, необходимых навыков для каждого мотоциклиста. Однако, далеко не все понимают, что это такое и как оно работает. Из-за этого возникают различные распространенные заблуждения, например, что контрруление работает только на высокой скорости, или что при повороте колесо должно быть направлено наружу поворота. Это не так.
Что такое контрруление
Многие мотоциклисты считают контрруление способом поворота мотоцикла. На самом деле, строго говоря, контрруление не является способом поворота мотоцикла. Оно является причиной наклона мотоцикла. При движении по какой-либо траектории (не обязательно прямой) рулевое управление мотоцикла имеет свойство стабилизировать мотоцикл на этой траектории. Переднее колесо (и, соответственно, руль) при этом занимают определенное положение равновесия. При каком-то воздействии на руль переднее колесо отклоняется от своего положения равновесия, что приводит к временной потере равновесия мотоцикла и его отклонению по вертикали. Это воздействие на руль и есть контрруление.
Контрруление в действии
Если проследить весь процесс поворота с использованием контрруления – происходит следующее:
- Происходит какое-то воздействие на руль.
- Переднее колесо отклоняется от своего положения равновесия.
- Мотоцикл временно теряет равновесие и наклоняется на определенный угол
- Переднее колесо, в силу свойств рулевой геометрии, обретает новое положение равновесия
- Мотоцикл продолжает удерживать новый угол наклона, и в результате сложения сил, действующих на него, начинает менять свою траекторию (совершать поворот).
Немного теории
При отклонении руля влево мотоцикл начинает наклоняться вправо. И наоборот, при отклонении руля вправо мотоцикл наклоняется влево. Чем быстрее и больше поворот руля – тем быстрее наклоняется мотоцикл. Этот эффект работает на любой скорости движения мотоцикла. На низкой скорости это явление присутствует, также как и на высокой скорости. Однако, так как на низкой скорости рулевое управление мотоцикла не успевает быстро менять угол наклона – воздействовать на руль нужно быстрее. И поворачивать руль нужно на больший угол. После того, как мотоцикл наклонился, на очень низкой скорости может потребоваться вручную довернуть руль в сторону поворота, если он не успевает этого сделать самостоятельно.
Контрруление является не единственным способом изменения траектории движения мотоцикла, однако оно является самым быстрым и эффективным способом, поэтому крайне важно понимать суть этого явления.
Упражнение
Это упражнение целиком и полностью посвящено привыканию начинающего мотоциклиста к контррулению. Остальным аспектам поворота – таким как работа с газом, положением тела и т.д. – внимание сознательно не уделяется. Это изолированное упражнение на контрруление.
Само упражнение представляет собой стандартный 11м коридор для сдачи скоростного маневрирования в ГАИ. В любом месте этого коридора ставится маркер, означающий начало поворота. Дальнейший алгоритм прохождения упражнения:
- Мотоцикл разгоняется и движется по прямой со скоростью 25км/ч
- Поворачиваем голову в сторону поворота. Смотрим как можно дальше в поворот.
- Как только переднее колесо поравнялось с маркером – сильно и быстро толкаем внутреннюю ручку руля. Мотоцикл заваливается в поворот.
- Удерживаем необходимое давление на внутренней ручке руля до тех пор, пока мотоцикл не совершит разворот на 180 градусов.
Данное упражнение проходится на ровном газу и с нейтральным положением тела, т.к. это упражнение специально направлено на освоение резкого, быстрого контрруления. Чуть позже при желании можно добавить открытие газа при наклоне мотоцикла и свешивание внутрь поворота.